В центре Сормова есть улица Павла Мочалова - одного из самых известных нижегородских революционеров, активного участника событий 1905 года. Павел Сергеевич - двоюродный прадед Валерия Мочалова. Валерий Юрьевич тоже живет в Сормове, и в его характере, безусловно, есть революционная искра. Но известен он, прежде всего, как нижегородский футбольный тренер и функционер. Пятидесятилетие Валерия Юрьевича Мочалова стало отличным поводом для «юбилейного» интервью.
Наше досье
Валерий Юрьевич МОЧАЛОВ родился 8 ноября 1966 года в Сормовском районе города Горького.
Первый тренер - Валентин Васильевич Муреев. Валерий Мочалов играл на вратарской позиции за «Шахтер» (Солигорск), СКА (Слуцк), «Красное Сормово» (Нижний Новгород), «Волну» (Балахна).
Тренировал юношеские команды ДЮСК «Сормович», с 1998 по 2004 годы был тренером нижегородской «Электроники». В 2005 году тренировал дублеров «Волги». С декабря 2005 года - спортивный директор ФК «Волга». С декабря 2007 года - исполнительный директор ФК «Волга». С 2014 года - заместитель генерального директора по общим вопросам. С 2015 года - советник генерального директора ФК «Волга». С 1 июля 2016 года - советник генерального директора ФК «Олимпиец».
Муреев был для меня вторым отцом
- Валерий Юрьевич, давайте вспомним, как начинался ваш путь в большой футбол.
- Когда я был дошкольником, мы переехали из Сормовского района в Ленинский, поближе к работе мамы. Но через несколько лет вернулись в родное Сормово. Там на заводе «Красное Сормово» большую часть своей жизни работал слесарем мой отец - передовик-рационализатор, ставший даже лауреатом государственной премии. У меня есть еще старший брат - Олег. Вот он-то и привел меня в 1976 году в секцию футбола, на стадион «Труд».
Моим первым тренером был Валентин Васильевич Муреев, известный сормовский футболист. А еще он был очень душевным человеком, всегда чутко относился к окружавшим его людям. Этим он мне, прежде всего, и запомнился. Всегда выслушает, всегда подскажет. В общем, мне он был как второй отец.
Не только Валентин Васильевич, но и другие люди повлияли на выбор моей профессии. Это были тренеры Владимир Макарович Сидоркин, Ливерий Андреевич Носков, Аркадий Петрович Афанасьев, но в первую очередь - два моих школьных преподавателя: учитель физкультуры Владимир Александрович Царев и учитель начально-военной подготовки Сергей Михайлович Елизаветенко.
После восьмого класса я собирался пойти в пятое ПТУ, как говорится, по стопам отца. Но Владимир Александрович и Сергей Михайлович сказали, что из школы меня не отпустят. Мол, такие люди, как Мочалов, и в старших классах нужны. И уже тогда для себя я решил, что по окончании школы буду поступать в институт, на факультет физического воспитания.
- Вернемся к футболу, его вы к старшим классам не забросили?
- Ни в коем случае. Более того, Михаил Иванович Сенюрин, тренировавший тогда «Красное Сормово», стал привлекать меня к тренировкам с мужской командой. Играл на область, а потом меня взяли в группу подготовки горьковской «Волги». К сожалению, в 1984 году она была расформирована.
- А как складывалась ваша судьба?
- В институт я с первой попытки не поступил и пошел работать на завод - токарем. Сенюрин поспособствовал тому, чтобы я работал только в первую смену. Так что продолжал тренироваться с «Красным Сормовом» и играть на область. Вскоре Михаил Иванович возглавил дзержинский «Химик» и забрал с собой группу сормовских ребят. А мужская команда, увы, распалась.
Весной 1985 года сормовский футбол решил возрождать Валерий Федорович Калугин. А меня тем временем призвали в армию. И вот тренер каким-то образом «выдернул» меня с призывного пункта, и я с бритой головой провел две игры в первенстве Горьковской области. Но потом все же меня призвали в ряды Вооруженных Сил.
В армии играл в футбол
- И где вы служили?
- Я служил вместе с другими ребятами-сормовичами в роте «Горьковский комсомолец», которая базировалась в Белоруссии, под городом Слуцком. Первые полгода, правда, мы провели в учебке, в Борисове.
- В армии удалось в футбол поиграть?
- Да, я играл в составе слуцкого СКА на первенство Вооруженных Сил. Мы стали чемпионами Белорусского военного округа, а в 1986 году заняли второе место в розыгрыше первенства Вооруженных Сил СССР. После успешного выступления нам были присвоены звания кандидатов в мастера спорта. Привлекали меня и за солигорский «Шахтер», выступавший в чемпионате Белоруссии.
- В конце апреля 1986 года произошла чернобыльская трагедия. А вас она как-то коснулась?
- Помню, ночью мы смотрели телевизор, и к нам в казарму зашел полковник медицинской службы. Нескольких ребят забрал с собой. Как выяснилось, в Чернобыль. А меня отправили в Киев, за пополнением. Там мы видели людей в защитных костюмах, с дозиметрами. Специальным составом они обрабатывали поезда. Но людям о чернобыльской аварии сказали только после первомайской демонстрации.
- Отслужив положенный срок, вы вернулись в родное Сормово?
- Да. Снова стал играть за команду «Красное Сормово» на область и готовился к поступлению в институт. В итоге я набрал проходной балл и даже получал повышенную стипендию. Что касается футбольных дел, то нашу команду тогда тренировал Андрей Борисович Реутов. Он открыл для областного чемпионата супербомбардира Владимира Ухова. Вообще, в тот год у нас была самобытная команда. Дома мы практически никому не проигрывали и заняли в итоге почетное пятое место.
- А почему завершали вратарскую карьеру в балахнинской «Волне»?
- Команда в Сормове снова была расформирована, и я стал играть за «Волну». Кстати, у меня была возможность попробовать себя и в мини-футболе.
- Очень интересно. Расскажите об этом.
- К нам в «Сормович» приезжала тренироваться первая в Нижегородской области минифутбольная команда «Союз» (Прокошево). Мы с ними проводил спарринги. Правда, сыграли один раз по правилам мини-футбола - нам не понравилось. В итоге стали играть «пять на пять», с отскоком мяча от стен. В общем, мини-футбол как-то не пришелся мне по душе
(улыбается).
Про Антона, Илью и Андрея
- А чем вы занимались по окончании института?
- Еще когда я учился на третьем курсе, вернулся в родную 77 школу и с 1990 по 1992 год работал там учителем физкультуры. Но учителям в те лихие годы было особенно несладко. Поработал я и сторожем на автостоянке. Это было гораздо выгоднее
(улыбается). А потом ко мне на автостоянку пришли Владимир Анатольевич Зиновьев и Андрей Борисович Реутов и вернули меня в футбол. Так, с 1993 года я стал работать детским тренером в ДЮСК «Сормович» с ребятами 1980 года рождения. С ними мы стали чемпионами области по старшим юношам.
Тем временем Андрей Борисович Реутов стал набирать «1985 год рождения», а я объединил свой 1980-й с 1979-м. Так в моей команде появился Антон Хазов. С ним я работал около года, а потом он ушел играть за мужиков.
Затем буквально с детских садов я собирал команду 1986-1987 годов рождения. Помню, бабушка привела ко мне мальчика - Илью. Потом он стал играть и за нас, и за команду Андрея Реутова, с ребятами на два года старше. А вскоре уехал в московский «Спартак». Сейчас, наверное, все нижегородские, да и многие российские болельщики знают этого футболиста - Илью Максимова.
- Из той команды вышел и Андрей Буйволов…
- Да, но он в «Сормовиче» появился позже. Тренер балахнинской «Волны» Евгений Сергеевич Дорогов отправил в мою команду своего сына Антона и Андрея Буйволова. Тогда мы обыграли саранскую «Светотехнику» (4:1 и 3:1) и вышли в финальный турнир Кубка России, который проходил в Иванове. Там при очень сильном составе участников «Сормович» занял пятое место. Просто здорово тогда выглядел в составе нашей команды еще один мой воспитанник Илья Рогожин, впоследствии раскрывший свой талант в мини-футболе, в МФК «Футбол-Хоккей НН».
Директор «римских развалин»
- Валерий Юрьевич, а правда ли, что вы в свое время были директором стадиона «Труд»?
- Да, я совмещал тренерскую работу с этой должностью. Тогда стадион «Труд» был больше похож на развалины Древнего Рима. В то же время был организован футбольный клуб «Электроника», и мне удалось сплотить коллектив стадиона и создать условия для работы этой молодой команды. Кроме того, по 500 детей в день занимались на «Труде» в различных секциях.
Помимо футбола, у нас на стадионе был еще хоккей, волейбол, различные группы здоровья. Хоккеисты занимались на трех «коробках», а конькобежцам мы заливали лед прямо на речке Парашке. Зимой укатывали два футбольных поля, где проводили спарринги тогдашние гранды нижегородского футбола: уренский «Энергетик», павловское «Торпедо» и выксунский «Металлург».
Что касается «Электроники», то она провела на «Труде» сезон 1999 года. Нас с Владимиром Анатольевичем Зиновьевым переполняло желание работать в футболе. Каждый в нашем маленьком коллективе был, как говорится, «и жнец, и швец, и на дуде игрец». К примеру, сами «варили» скамейки запасных, подсеивали поле. Ну и, конечно же, тренировали перспективных мальчишек. Таких, как Евгений Кузнецов, Дмитрий Айдов, Алексей Косоногов… И народ стал ходить на матчи «Электроники». К примеру, на игру с борским «Водником» все в том же сезоне 1999 года на стадион «Труд» пришли более тысячи человек. В своем первом матче-дерби мы одержали победу со счетом 2:1.
А потом на «Труде» стали строить так называемый «Спортивный город», а «Электроника» благодаря Александру Юрьевичу Кузнецову получила свой дом - стадион «Полет». Он, кстати, до сих пор востребован и командами мастеров, и детско-юношескими коллективами.
В работе функционера не хватает эмоций
- Валерий Юрьевич, расскажите, как из тренера вы переквалифицировались в функционеры?
- В сезоне 2005 года нижегородскую «Волгу» возглавил Сергей Сергеевич Францев. Приехал он со своим спортивным директором - «под задачу». В итоге, заняв шестое место, они ее не решили. После чего главным тренером «Волги» стал Владимир Анатольевич Зиновьев. Вот он-то вместе с Олегом Константиновичем Максимовым и уговорил меня стать спортивным директором, пока новые «решальщики» не приехали. Тогдашний президент «Волги» Александр Викторович Коняшин поначалу смотрел на это скептически, но после того как по окончании сезона клуб на покупке - продаже футболистов не проиграл, а даже вышел в плюс, Коняшин изменил свое мнение. И вот уже десять лет я являюсь не тренером, а футбольным функционером.
- Вам довелось поработать с разными руководителями…
- И, думаю, что я никого не разочаровал. Рад, что остаюсь востребованным в профессиональном футболе и по сей день.
- А ностальгия по тренерской работе вас не посещает?
- В работе функционера в отличие от тренерской деятельности не хватает эмоций. Ностальгия, конечно же, посещает, но надо трезво оценивать свои возможности. Футбол ведь не стоит на месте, он семимильными шагами движется вперед. И современному тренеру надо постоянно учиться, быть в тонусе. Так что я сейчас на своем месте.
- Чего ждете от чемпионата мира 2018 года?
- Прежде всего, очень хочется, чтобы вся футбольная инфраструктура, которая появится к чемпионату мира в нашем городе, продолжала использоваться в полной мере и после его окончания. Ну и самому хотелось бы, конечно, поработать во время мундиаля. Тем более есть опыт организации матчей высокого уровня. Так, в 2011 году на стадионе «Локомотив» мы совместно с РФС проводили товарищескую игру второй и молодежной сборных России.
- В конце нашего интервью скажите несколько слов о своей семье.
- Я с большим трепетом отношусь к своей семье. Очень люблю жену Ирину и дочь Викторию, которая учится на филологическом факультете университета имени Лобачевского. Так что у меня не просто крепкий тыл, а настоящая «броня». Дома меня во всем поддерживают и всегда ждут. Пусть так будет у всех людей.
Беседовал Сергей КОЗУНОВ