Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новости клуба

Футбольные воспоминания Омари Шарадзе
Омари Шарадзе – человек, которого до сих пор добрым словом вспоминают многие любители спорта в нашем регионе. Именно Омари Хасанович возродил после двухлетнего забвения футбол в Нижнем Новгороде. С его именем связаны светлые страницы нижегородского «Локомотива»: выход в первую, а затем и высшую лигу, участие в Еврокубках и многие другие.

Омари Хасанович – очень интеллигентный и знающий жизнь человек. В свои 77 лет он является руководителем одной из нижегородских строительных компаний. А какой Шарадзе замечательный фотограф, это надо видеть! Своим «Никоном» он сделал немало фотошедевров. Меня мэтр принял на своем рабочем месте ровно в девять утра в день после яркой победы сборной России над Саудовской Аравией. И за чашкой чая состоялась наша неспешная беседа, которая затянулась надолго.

Как все начиналось

- После того как умерла горьковская «Волга», стадион «Локомотив» пустовал. В 1985 и 1986 годах там даже в хоккей на траве играли, но разве он может заменить болельщику футбол?! И вот обратились ко мне, тогда еще начальнику отделения ГЖД, с просьбой организовать футбольную команду. Заявились мы во вторую лигу. Тренеры разные к нам приезжали. Помню, приехал к нам Евгений Горянский. Он даже в сборной СССР в свое время работал. Говорит мне, давайте я буду консультантом, но за тренерскую зарплату. Ну, естественно, уехал он из Горького в этот же день. Назначили тренером тогда Александра Мирзояна. Отличный был футболист, но тренерской жилки у него не было. Вот и команда наша ходила в середнячках второй лиги. А это меня не устраивало. Я даже на встречах с болельщиками говорил: «Зачем было затевать всю эту бодягу? Нам нужна первая лига!» И мы своего добились.

Как-то на матч «Локомотива» пришел Михаил Афанасьевич Юрьев, который, будучи директором завода «Красное Сормово», долгое время помогал горьковской «Волге», чтобы она оставалась на плаву. Он был уже пенсионного возраста, а мне тогда было лет сорок пять. Михаил Афанасьевич мне чуть ли не в ноги кланялся и говорил: «Тебя будут все ругать, ни один человек не скажет тебе спасибо, но ты держись, сынок!». Так человек любил футбол…

О приезде Бормана

- В начале 1989 года мой земляк Анзор Кавзашвили позвонил мне и сказал: «Ты хочешь, чтобы у тебя была «дворовая» команда, чтобы во второй лиге по полю мяч гоняла, или все же профессиональная?». Риторический вопрос, говорю. «Тогда тебе нужен тренер», - отвечает Анзор. И буквально на следующее утро приехал Валерий Викторович Овчинников. На вид – вылитый Борман, не зря к нему это прозвище так и «приклеилось». Мы с ним поговорили буквально полчаса, и он был назначен главным тренером «Локомотива».

Сезон 1989 года стал одним из самых успешных в истории нашего клуба. Соперничество в зональном турнире со свердловским «Уралмашем» завершилось в Горьком в середине октября, под проливным дождем, когда стадион был переполнен: люди даже на беговых дорожках стояли. Мы победили тогда, а потом оставили позади себя в финальной «пульке» новороссийский «Цемент» и омский «Иртыш». Так моя мечта о первой лиге сбылась!

О помощи властей

- «Локомотив» финансировался Горьковской железной дорогой. И вот однажды получили мы от области миллион рублей. Этих денег команде на полмесяца хватило. Зато замучили нас проверками, ревизорами какими-то, жуть! А я был тогда народным депутатом Российской Федерации, вышел на трибуну и говорю: «Заберите назад эти деньги. Не надо нам помогать, лучше не мешайте работать».

О Шанталосове

- В 1990 году в «Локомотиве» появился надежный вратарь и преданный футболу человек – Валерий Шанталосов, который впоследствии играл за нас и в высшей лиге. Вспоминается такой эпизод. 1991 год. Играем мы дома с симферопольской «Таврией», ведем в счете 1:0. Матч был очень важный с турнирной точки зрения. И вот на 90 минуте судья назначает пенальти в наши ворота. И Валера парировал этот 11-метровый удар. Если бы гости тогда забили гол, то болельщики арбитра, наверное, в клочья бы порвали. Но все кончилось хорошо, и Шанталосова партнеры по команде на руках в раздевалку унесли (улыбается). Кстати, в том сезоне сразу девять нижегородцев играли в основе «Локомотива»!

О Кураеве, Черышеве и Горелове

- Раз в год мы собираемся на стадионе в поселке Сортировочный с моей постаревшей «гвардией». Ребята играют в футбол, мы вспоминаем былое, общаемся. И вот подошел я как-то к Володе Кураеву и говорю: «Жалко, что я тебя тогда, в начале 90-х, не отлупил». Игрок он был просто фантастический. Таких защитников не было больше в «Локомотиве»! И играть бы Кураеву в сборной России, если бы не пагубное пристрастие к зеленому змию. Как-то не явился он на тренировку. Овчинников и Козин поехали к нему домой, а Володя с отцом в девять утра водку пьет…

Дмитрия Черышева болельщики прозвали электричкой за его скорость. Я очень жалел, когда он перешел в московское «Динамо». Ведь в Нижнем он был один такой, любимец публики, а в «Динамо» - один из многих…

Игорь Горелов в «Локомотиве» был центральным нападающим, много забивал. Стал лучшим бомбардиром чемпионата мира среди железнодорожников в немецком Дуйсбурге в 1991 году. В финале мы тогда обыграли сильную команду Чехословакии – 1:0. «Золотой гол» забил Дмитрий Черышев. А Игорь Горелов стал лучшим бомбардиром турнира, завоевав приз с оригинальным названием «Мистер Гол». Получать трофей он пришел уже на… костылях. Не пощадили нашего форварда соперники. Всем футболистам «Локомотива» тогда были присвоены звания мастеров спорта СССР. Потом Горелова Валерий Газзаев в «Спартак-Аланию» забрал и сделал… жестким защитником.

О Калитвинцеве

- Юра Калитвинцев попал в «Локомотив» после размолвки с Константином Ивановичем Бесковым, который, говорят, ревновал многих футболистов к своей жене, артистке. Юрий футболистом был от бога. А как штрафные исполнял! Но на поле был свободным художником. И в «Локомотиве» у Калитвинцева как у футболиста открылось второе дыхание. В конце сезона Горелов, игравший уже за «Аланию», Юрию ногу сломал во Владикавказе. Игорь в жесткий стык пошел, и Борман его тогда в самолет до Нижнего, разозлившись, не взял. Но, даже несмотря на тяжелую травму, президент киевского «Динамо» Григорий Суркис пригласил Юру в свой топ-клуб. И пять лет потом еще Калитвинцев выступал за сборную Украины, был ее капитаном.

О Петре Быстрове

- Петя был нашим воспитанником и дебютировал за «Локомотив» в 17-летнем возрасте. А в первом же матче Кубка Интертото, выйдя на замену, забил гол в ворота югославского «Пролетера». Первый мяч, и сразу в долгожданном Еврокубке! Потом Быстров играл за столичные клубы, а карьеру завершал в «Рубине». Я как-то приехал в Казань, пришел на матч «Рубина». И Петр, увидев меня, перед игрой прибежал поздороваться. Было приятно. В составе «Рубина» Быстров стал чемпионом и обладателем Кубка России.

О Геннадии Масляеве

- Гена был труженик на футбольном поле. Настоящий капитан! В команде он был со дня основания. Ребята его беспрекословно слушались. И он прошел все этапы становления «Локомотива»: от второй и до высшей лиги…

И снова о Бормане

- Об Овчинникове можно говорить долго. Он раскрыл таланты многих футболистов. Например, Валерию Карпину заложил такую функциональную базу в таллинском «Спорте», что впоследствии для Валерия любые сборы казались «детским лепетом» по сравнению с суровой школой Бормана.

Помню, привел как-то Валерий Викторович ко мне футболиста: «Знакомьтесь, Иван Гецко». Я смотрю, а он килограммов сто весит. Борман говорит: «Вот увидите, каким он после сборов будет». И увез команду в Армению, по горам гонять. И, действительно, через две недели этот футболист стал стройным, как кипарис (смеется). Главный тренер одесского «Черноморца» Леонид Буряк отказался от услуг Гецко, а у Овчинникова в «Локомотиве» Иван стал лучшим бомбардиром. Но и его Валерий Газзаев в «Аланию» сманил…

У Овчинникова не было огромного административного штаба: Козин, Бачурко, Залялиев, каждый занимался своим делом. Как я относился к тому, что Борман – человек суеверный? Да, вполне нормально. Я знал все его «фишки», что накануне игры на базе в Стригино он обязательно варит уху, на матч команда всегда проезжала мимо церкви, а непосредственно перед игрой Валерий Викторович клал руку на плечо какого-нибудь футболиста…

Знаю я и то, что, Овчинников - человек очень грамотный, начитанный. С ним всегда можно поговорить и о политике, и о литературе, и об искусстве. А еще он скромный и честный. Никогда Борман не пользовался своим «служебным положением». Бывало, по два часа ждал меня в приемной. А если зарплату футболистам задерживали, то он им свои деньги отдавал. Лишь однажды «Локомотив» вылетел из высшей лиги, и за один сезон Овчинников вернул наш клуб в элиту российского футбола, подарив городу праздник. А в 1999 году начальником ГЖД был назначен Хасян Зябиров. Он не любил футбол. И неудивительно, что вскоре «Локомотив» канул в лету.

А вы знаете, что не только футбол мы старались развивать в Нижнем. 75 представителей «Локомотива» были в 80-90-е в сборной страны по различным видам спорта. В нашем городе мы провели последний чемпионат Союза по легкой атлетике…

О взаимоотношениях со «Спартаком»

- Я никогда не любил Олега Романцева и его «Спартак». В 1992 году мы 11 туров шли без поражений, занимали первое место. А потом в «Лужниках» при счете 0:0 судья поставил нам смешной «пеналь», и «Спартак» выиграл со счетом 1:0. А в первом туре дома мы тогда «по нулям» с красно-белыми сыграли. Жаль, что «Локомотиву» так и не удалось ни разу выиграть у «Спартака». Настрой на команду Романцева у ребят всегда был особенным.

Как на «Локомотиве» новые мачты появились

- Когда «Локомотив» стал играть в первенстве страны, появились требования по освещению на стадионе. Старые мачты пришлось снести. И стали мы думать, из чего же сделать новые. И вот пришел ко мне в кабинет энергетик по фамилии Виноградов. Говорит, у цистерн шириной 2,70 давайте края обрежем, поставим их друг на друга, сварщики сделают свое дело, вот вам и мачты будут. Позвал я тут же главного бухгалтера и сказал: «Этому парню выписать в срочном порядке премию в размере оклада». Правда, потом пришлось этого энергетика уволить. На стадионе был футбол, и вдруг погас свет. А Виноградова на месте не оказалось… Но специалист он был очень грамотный, далеко пошел в своем деле. Мы до сих пор с ним дружны.

Футбол – любовь на всю жизнь

- Я до сих пор живу футболом. В 77 лет другим уже не будешь. Из молодых российских тренеров лучшим считаю Вадима Евсеева. Жаль, что команда ему досталась проблемная в премьер-лиге (пермский «Амкар» - авт.).

За нынешним «домашним» чемпионатом мира, конечно же, слежу. Собираюсь посетить все матчи в Нижнем Новгороде. Я бы и в Москву поехал, но до Лужников уж больно далеко идти, ноги уже не те, боюсь, не дойду. Если наша сборная выйдет из группы, то это будет сродни подвигу. Ведь у россиян в составе нет Месси или Криштиану Роналду. Ну а до финала, наверное, все же доберутся немцы. Йоахим Лёв тренирует сборную Германии с 2006 года, и, я думаю, он знает, как отстоять чемпионский титул. Ну а соперником немецкой команды будут южноамериканцы: Бразилия или Уругвай. А может быть, еще кто-нибудь «выстрелит» на чемпионате мира в России, как знать…

Это просто здорово, что у нас такой стадион построили к чемпионату мира. Но в Нижнем должен быть большой футбол и после Мундиаля, не зря же мы все это начинали в свое время.

Сергей КОЗУНОВ
Количество показов: 631